Специальное образование

Ранняя диагностика детского аутизма

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это расстройство, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека. Оно влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Каждый человек с аутизмом уникален, у каждого свои сильные и слабые стороны, мечты и таланты. Для аутизма характерны две группы нарушений: нарушения в области социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность интересов и повторяющиеся действия.

 

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.

 

«Красные флаги» аутизма

Симптомы, которые могут означать, что ребёнок в группе риска по РАС.

нет указательного жеста к одному году: ребёнок использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание или спросить: «Что это?»;

-нет лепета к одному году: не повторяет звуки лепита за взрослым по очереди;

-не используют жесты: к 1 году ребёнок не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки, не машет «пока-пока», «нет», качая головой

-не разделяют удовольствие с другим человеком: ребёнок не демонстрирует удовольствие от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеётся, когда играет с мамой.

-не показывает предметы взрослому;

-не отвечает, когда зовут по имени;

-нет или очень короткий контакт глаза в глаза во время игры и коммуникации с мамой/папой.

-повторяющиеся действия или движение (перебирание пальцев /раскачивания);

-не следует за указательным жестом взрослого: к 1 года ребёнок не смотрит в том направлении, куда указывают взрослые;

-проявляют больший интерес к предметам, чем к людям;

ограниченно играет с игрушками: ребёнок любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек  (крутит колеса у машины);

 -не копирует действия и звуки другого человека;

-потеря навыков( регресс).

Если Вы выявили  данные симптомы у своего ребенка, необходимо проконсультироваться у педиатра/ детского невролога.

Опросники и тесты для определения риска РАС у детей:

  1. M-CHAT-R/F Модифицированный скрининговый тест на аутизм.
  2. CARS Рейтинговая шкала аутизма у детей.

свернуть

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ. В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей. 

О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. В связи с этим в Беларуси начала расширяться сеть ресурсных Центров для развития интегрированного обучения и воспитания, и оказанию комплексной помощи детям с РАС. Внесены предложения по организации социального сопровождения (тьютора/ ассистента/воспитателя индивидуального сопровождения) для детей с аутистическими нарушениями. Именно «Национальный институт образования» взял на себя создание нормативной базы, через проведение научно – исследовательской деятельности по разработке квалификационной характеристики «Тьютора», как социальной и психолого- педагогической необходимости. А также готовит проект документа о внесении в Кодекс об образовании дополнение о выделении детей с аутизмом, в отдельную нозологическую группу «Дети с аутистическими нарушениями», поскольку термин «Расстройство аутистического спектра» является исключительно медицинским.

Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

Кто работает в группе интегрированного обучения и воспитания?

 В группе интегрированного обучения и воспитания работает воспитатель дошкольного образования, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, педагог-психолог. Также в группе может работать воспитатель дошкольного образования, осуществляющий индивидуальное сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра.

Кто же это?

Воспитатель индивидуального сопровождения является для ребенка с аутизмом и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Вопрос о необходимости предоставления ребенку с аутизмом индивидуального сопровождения решает психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР.

Правовую информацию вы можете просмотреть здесь: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам: ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия); круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым; поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».  Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», - говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта. Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком. Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

свернуть

Консультация для педагогов "Организация специальных образовательных условий в учреждениях дошкольного образования, имеющих воспитанников с РАС"

 АУТИЗМ (РАС) – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства.  Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. 

             Таким образом, это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов:

            -недостатка социальных взаимодействий;

            - нарушения взаимной коммуникации;

             -стереотипное поведение.

        В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом образовательном учреждении.
       Для успешной интеграции детей с аутизмом необходимы специальные образовательные условия:

        -Компетентность команды педагогов (знают и учитывают особенности детей с РАС, используют методы, позволяющие развить навыки, устранить нежелательные формы поведения)

Интеграция и координация: совместное планирование, ведение тетрадей взаимодействия, таблиц взаимосвязанной работы,  работа ПМПк, через построение и реализацию адаптированных образовательных программ.

      -Организация среды, позволяющая компенсировать отсутствующие навыки, то есть с одной стороны нужно направлять усилия на адаптацию ребенка к социуму, а с другой - адаптировать среду к особенностям и потребностям ребенка.

         -Взаимодействие с родителями (законными представителями)

    -Привлечение дополнительных ресурсов (индивидуализация, малая группа, постепенная интеграция, услуги тьютора и др.)

        Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни человека: уровня самостоятельности; возможности устанавливать социальные отношения; возможности получить образования и профессию; доступ к активному отдыху и досугу.

       Таким образом, необходимо, чтобы работа с одной стороны была направлена на формирование новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, истерик), которые препятствуют социализации. С другой стороны, необходимо создавать специальные условия (среду), которая позволит компенсировать отсутствующий навык.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду

   При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:

• организация пространства;

• организация времени;

• организация социального окружения.

    Организация пространства

    Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется:

-привлекательностью;

-упорядоченностью и постоянством;

- функциональностью;

-немногочисленностью;

-единством игрового пространства в группе (один ковер, рабочий стол и др.), но в то же время зонированием (мелкие маты, ширмы и др.).

   Пространство в дошкольном учреждении образования, в т. ч. помещения группы, кабинеты специалистов, условно необходимо разделить на зоны. Зоны должны быть оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.

    Пространство, организованное в детском саду, должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы. При организации пространства в  используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии и др.

     Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:

• ориентировочные;

• коммуникативные;

• социально-поведенческие.

      Примеры ориентировочных подсказок:

• Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).

• Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу.

• Размещение на дверях кабинетов для индивидуальных занятий фотографий педагогов (специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), работающих в этих кабинетах.

• Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на двери раздевалки может быть повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека и др.

      Такие пиктограммы дают ребенку возможность не только ориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.

    В качестве коммуникативных подсказок используются таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Доказано и мы своим опытом работы можем подтвердить, что многие дети с РАС очень быстро обучаются чтению, причем делают это самостоятельно. Это может быть связано с особенностями мозговых структур, особенностями восприятия информации. 

       Примеры коммуникативных табличек: «ПОМОГИ», «ДАЙ ПИТЬ», «ОТКРОЙ ДВЕРЬ» — на входной двери;

       В качестве социально-поведенческих подсказок могут использоваться:

• Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду.

• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. (раздевание-одевание, прием пищи и др.)

      Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться.

    Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:

• фотографии близких людей;

• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

• пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч.

просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

    Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, подбираются интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. В ходе обучения используются разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям (приведенное здесь разделение весьма условно): игрушки для конструирования, механические заводные, музыкальные кнопочные игрушки; игровые материалы для подвижных игр; настольные и дидактические игры и др.

   Специфика организации учебного пространства для ребенка с РАС при проведении групповых занятий заключается в создании наглядного расписания, иллюстрирующего последовательность выполняемых заданий, и использовании наглядных дидактических материалов. Дидактические материалы для ребенка с РАС, использующиеся на групповых занятиях, должны наглядно и понятно иллюстрировать конкретные действия с ними.

    Организация времени

    Для детей с РАС большое значение имеет организация времени. Это связано с тем,что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий.

   Таким образом, необходима работа по организации времени. Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.

    В качестве символов для обозначения определенных событий могут быть использованы:

— различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка —прогулку, глубокая тарелка — обед и т. д.);

— фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности;

изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом);

— рисунки, пиктограммы;

— карточки с надписями (письменная речь). Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание.

    Работа по организации режима дня, использование расписания помогает ребенку

осознать закономерности повседневной социальной жизни, увидеть взаимосвязь

между различными событиями и их последовательность.

    Используя расписание при работе с детьми, имеющими РАС, необходимо соблюдать следующие правила:

• Задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными.

Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения.

• Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка.

• В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в

конец расписания в качестве подкрепления / вознаграждения.

• При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную

в расписании.

• Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.

• Выполнение всех заданий, включенных в расписание, — обязательно.

    Занятие заканчивается только после завершения последнего задания. При работе по расписанию перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности ребенку показывают фотографию с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием.

  После выполнения каждого очередного задания из расписания убирается соответствующая фотография. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему.

   Таким образом, грамотное построение и организация пространства и времени поможет добиться положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе с воспитанниками с РАС.

свернуть

Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми, страдающими расстройством аутического спектра"

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявлениями сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

      Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС)

       Причина аутизма до сих пор остается неизвестной, но существующие данные указывают на роль генов, возможно, в сочетании с факторами, влияющими на внутриутробное развитие. 

                                           Как понять, что у ребёнка аутизм?

     Принято выделять группы развития синдрома раннего детского аутизма. Для каждой характерен определённый способ отгораживания от внешнего мира.

          Полная отрешённость от происходящего вокруг.                           

     Такие дети стараются минимизировать соприкосновения с окружающим миром, вплоть до избегания витальных потребностей. Не устанавливают визуальный контакт и тяжело переносят телесный.                                            

          Активное отвержение окружающей среды.              

          Здесь речь идёт не об отрешенности, а об избирательности в контактах с внешним миром. Это может касаться людей, еды, одежды и т.д. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипов.                    

        Захваченность аутистическими интересами.                                             

    Дети предпочитают скрыться от окружающего мира в своих интересах, но занятия носят стереотипный и цикличный характер, а не познавательный.      

       Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой.         Это наиболее лёгкий вариант проявления аутизма. Основной чертой выступает повышенная уязвимость таких детей, избегание отношений и чувствительность к чужой оценке.                                                                                          

       Симптомы аутизма можно разделить на две большие группы.        

      1.Симптомы, проявляющиеся в постоянном дефиците социальной коммуникации в разных контекстах: дефицит социально-эмоционального взаимодействия, невербального коммуникативного проявления и дефицит в понимании и поддержании взаимодействия с людьми. Это проявляется в неспособности разделять чужие интересы и эмоции, невозможности удерживать зрительный контакт, а также отсутствии интереса к другим людям.     

    2. Симптомы, характеризующиеся стереотипами в интересах, деятельности и поведении. Так, дети повторяют простые моторные действия, испытывают стресс от малейших изменений и не проявляют гибкость в отклонении от ритуалов, имеют фиксированные интересы.

      Педагоги и родители, работая с детьми, совместными усилиями могут развить их воображение, обучить способам общения, а следовательно, и адаптировать ребёнка к условиям окружающего мира.

      Для наиболее эффективного взаимодействия с детьми с аутизмом рекомендуется использовать правило пяти «не»:

Не говорите громко;

Не делайте резких движений;

Не смотрите пристально в глаза ребёнку;

Не обращайтесь прямо к ребенку;

Не будьте слишком активным и навязчивым.

   Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом .    

      Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение.

     Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:

- когда появляется данное поведение, кто при этом присутствует;

- что происходило непосредственно перед инцидентом;

- описание инцидента;

- что происходило после инцидента.

      Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением.

     Существует другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:

      - Следует иметь позитивный настрой. Следует вознаграждать хорошее поведение, а не вводить санкции за неприемлемое поведение.

    - Следует быть терпеливыми. Какой бы метод вы ни применяли, он не начнет работать мгновенно. Подождите, прежде чем пробовать другие методы, особенно когда речь идет о маленьких детях. Некоторые методы, например, направленные на развитие способов коммуникации, подразумевают длительную работу.

       -  Родители, специалисты  и сотрудники учреждения должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться. Также стоит помнить о том, что если ребенок привык привлекать внимание, скажем, криком, а вы перестаете реагировать на этот крик, то это вызовет незамедлительную реакцию с его стороны – он начнет кричать еще громче.

     - Следует быть последовательными. Все, кто проводит время с ребенком, должны знать, как реагировать на поведение, над которым ведется работа, и придерживаться выбранного метода деятельности.

     - Следует сохранять спокойствие. Гневная или громкая ответная реакция с вашей стороны может улучшить ваше самочувствие, но вряд ли она поможет ребенку.

      - Следует применять творческий подход. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что это может помочь.

            Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми с РАС:

      Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и      строгий распорядок дня.

   Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений.

       Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или  «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом.

  • Избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал(а)?», «Хочешь это сделать?», потому что дети с РАС в большинстве случаев не способны объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни.
  • Обращайтесь к ребенку отдельно, по имени, как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.
  • Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.
  • Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.
  • Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение - помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником (например, если ребенок начал вас царапать, это не значит, что именно вы являетесь источником его агрессии). Возможно, его сегодня кто-то напугал. Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка.
  • Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.
  • Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом и периоды взаимодействия детей, например, во время игр, обеда; необходимо информировать сверстников о трудностях данного ребенка.
  • Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному ребенку и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения.

     Планируя работу над поведением, следует помнить о том, что в течение первых дней обучения ситуация может усугубиться. Однако вы будете вознаграждены, когда через некоторое время дела пойдут на поправку. Невозможно в полной мере оценить важность совместной работы родителей и специалистов различных служб. Необходим постоянный обмен информацией. Это поможет осуществить преемственность в подходах к работе и избежать всевозможных ошибок.

    Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку.

 

 

свернуть
Меню раздела