Безопасность на дороге

Методические рекомендации для проведения профилактической работы по предупреждению ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности

Согласно пункту 154 ПДД водителю велосипеда, не достигшему 14 лет, запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

В соответствии с подпунктом 2.78 пункта 2 ПДД к элементам дороги относятся одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки, расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности, выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины. Велосипедные переезды и пешеходные переходы в силу подпунктов 2.6-1 и 2.49 пункта 2 ПДД являются участками проезжей части.

Исходя из вышеизложенного, детям в возрасте до 14 лет запрещается управлять велосипедом по велосипедным переездам и пешеходным переходам без сопровождения совершеннолетнего лица. Для пересечения проезжей части в указанных местах необходимо спешиться и вести велосипед рядом с собой, руководствуясь требованиями, предусмотренными ПДД для движения пешеходов.

Кроме того, пешеходу в возрасте до 14 лет запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности (кроме пешеходных и жилых зон) (подпункт 18.5.5 пункта 18 ПДД). То есть дети в возрасте до 14 лет могут передвигаться на средствах персональной мобильности исключительно в пешеходных и жилых зонах.

С 14 лет велосипедисты и пешеходы на средствах персональной мобильности, а равно велосипедисты, не достигшие 14 лет, передвигающиеся в сопровождении совершеннолетнего лица, должны руководствоваться общими требованиями ПДД при пересечении проезжей части, т.е. они обязаны заблаговременно снизить скорость движения, убедиться, что выезд на проезжую часть дороги безопасен и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Напоминаем родителям о надлежащем контроле за несовершеннолетними, а также об ответственности за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. В соответствии с ч.1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

свернуть

Профилактические видеоролики

Встреча с участковым инспектором милиции

31.05.2023

В рамках проведения акции «Внимание – дети!» с 25 мая по 5 июня  в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма 31.05.2023 года в дошкольном учреждении прошла встреча с участковым инспектором милиции Бараньского ОМ Оршанского РОВД Виноградовым Анатолием Юрьевичем. Анатолий Юрьевич рассказал воспитанникам о безопасном поведении на дороге, о правилах езды на велосипеде. Также детям напомнили об основных правилах для пешеходов. В конце встречи участковый инспектор пожелал ребятам соблюдать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными.

 

свернуть

Информация о внесенных в Правила дорожного движения изменениях в части использования велосипедов, средств персональной мобильности, организации пешеходного движения.

1.     Изменения для велосипедистов.

Велосипедистам предоставляется возможность не спешиваться при пересечении    проезжей    части    дороги.    При    этом    при    подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Движение  велосипедистов  по  проезжей  части  вне  зависимости от наличия велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки может осуществляться:

в зоне с ограничением максимальной  скорости  движения  не далее 1 метра от ее правого края в один ряд;

в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более 1О велосипедистов в группе.

В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. При этом последние имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами.Допускается движение велосипедистов в условиях снегопада и (или) гололедицы (кроме движения по проезжей части дороги и обочине).

2.     Изменения для пешеходов.

Вводится   определения   средства   персональной   мобильности, под которым понимается устройство или приспособление, не являющиеся транспортными    средствами,    приводимые    в   движение    двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к пешеходам.

При использовании средств персональной мобильности двигаться разрешается   по  велосипедной  дорожке,  а  при  отсутствии  таковой  - по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия для движения других пешеходов.

Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, имеют право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по  нерегулируемым  пешеходному  переходу,  велосипедному  переезду, а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности  должно   осуществляться   по   велосипедному   переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных в пункте 150 Правил дорожного движения для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда  или  велосипедной дорожки пересекать проезжую часть дороги по подземному, надземному, наземному пешеходным переходам, а при их отсутствии в пределах видимости, убедившись, что выход на  проезжую  часть  дороги безопасен, - на перекрестке по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в пределах видимости подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка пересекать проезжую часть дороги допускается по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

Справочно: пункт 150. Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожкеа при их отсутствии по пешеходному переходуна перекрестке по линии тротуаров или обочинне создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.

При движении на нерегулируемых пешеходных переходахвелосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале

регулировщика или светофора велосипедист имеет преимущество перед другими транспортными средствами.

В случае пересечения   проезжей   части   дороги на   перекрестке   по

велосипедной дорожкепо линии тротуаров или обочин велосипедист обязан руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средства на нерегулируемом перекрестке правилами проезда нерегулируемых· перекрестков и дорожными знаками приоритета.

При передвижении на средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги необходимо со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен.

Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии).

При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен  обозначить  себя световозвращающим элементом  (элементами), а  на  средстве   персональной   мобильности   должна  быть  установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения.

При движении на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется использовать защитный шлем.

Пешеходу запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности:

со скоростью более 25 км/ч;

в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;

не держась за руль (при его наличии);

в возрасте до четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон).

Пешеходу  запрещается   при  выходе   на  проезжую  часть  дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.

Пешеходу    при     отсутствии     тротуара,     пешеходной     дорожки

разрешается двигаться по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности.

Пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами) при движении в темное время суток по краю проезжей части дороги или обочины.

Пешеход    обязан    по    требованию    сотрудника    ГАИ    пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Обращаем  внимание,  что  рассматриваемые  изменения  вступают в силу с 27.10.2022.

 

свернуть

Памятка для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Памятка для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
При современных скоростях движения автомобилей и городского
транспорта большинство дорожно-транспортных происшествий происходит
по вине пешеходов (взрослых и детей). Эти происшествия сопровождаются
травмами, а иногда приводят к тяжким трагическим последствиям. В целях
безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к
уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем
чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от
случая к случаю, а последовательно и ежедневно.
Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго
соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего
ребенка.
Находясь на улице с ребенком:
– На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда
размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где
надо наблюдать и обеспечить безопасность.
– Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен
привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
– Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку
всякий раз, что идете строго поперек улицы.

– Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал
светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
– Переходите улицу только на пешеходных переходах или на
перекрестках по линии тротуаров.
– Если вы приучите детей ходить где придется, никакая школа не будет
в силах его переучить.
– Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди
ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую
часть улицы.
– Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на
улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые
едут с большой скоростью, их надо пропустить.
– Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице:
поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин,
остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается
на вашем примере.
– Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев
предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не
повторяли.
– Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас
– этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
– Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым
удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных
случаев.
Учите ребенка смотреть:
– У ребенка должен быть навык – прежде чем сделать первый шаг с
тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих
направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
– Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с
противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда
ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом
случае легко не заметить машину.
– Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо
несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.
– Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую
машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро
замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:
– Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус
(спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.

– Стоящий грузовик – и внезапно выезжающую из-за него другую
машину. Правилами запрещено ездить на подножках и выступах автобусов,
цепляться за борта грузовиков. Играть и бегать на проезжей части улицы, а
также кататься на самокатах – опасно.
– Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен
привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице
часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.
Регулярно повторяйте детям следующие установки:
– перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе:
«Будь осторожен»;
– никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем:
водитель не может остановить машину сразу;
– перед тем как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева, справа
и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта;
– выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спереди или
сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если
поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин
переходи дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не
ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
– не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде,
самокате, санках;
– не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть
двор, детская площадка или стадион;
– переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь
дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
– никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
– когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай,
сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны».
 Не запугивайте детей опасностями на улицах дорогах. Страх так же
вреден, как неосторожность и беспечность. Дети должны уметь
ориентироваться в дорожной обстановке.
 Используйте побудительные мотивы безопасного поведения:
– нежелание ребенка огорчать родителей неправильными действиями;
– осознание возможных последствий неправильного поведения,
которое может приводить к несчастным случаям и авариям.
Сами знайте и выполняйте правила движения, будьте для детей
примером дисциплинированности на улице.
Мы напоминаем, что ездить на велосипедах по улицам города
разрешается детям с 14-летнего возраста. Велосипедист, как и водитель
других видов транспорта, должен хорошо знать и постоянно выполнять

правила дорожного движения и иметь удостоверение на право управления
этим транспортом.
Товарищи родители! На пути в школу некоторым ребятам приходится
переходить улицу с интенсивным движением транспорта. Помогите детям
выбрать самый безопасный маршрут.
Особую заботу проявите о первоклассниках, если нет возможности
ежедневно провожать ребенка в школу и встречать его, то несколько раз не
спеша пройдите с ним до школы и обратно и объясните ему, как он должен
вести себя на улице и какие правила ему надо выполнять.
И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма
обучения.

свернуть

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

«Светоотражающий фликер – ваш помощник на дорогах»

ЛИСТОВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Светоотражающий фликер - ваш помощник на дорогах» Что такое фликер? Всѐ чаще и чаще в прессе бросаются в глаза заголовки: «Сбит пешеход», «Семь лет жизни», «Ночь ценою в жизнь». Из названий видно, что в материалах речь пойдѐт о погибших пешеходах, которых не смогли заметить на дороге.Чтобы снизить уровень травматизма на дорогах с участием детей ежегодно на проводится акция «Внимание-дети!». Суть этой акции в том, чтобы каждый водитель транспортного средства двигался с включенным ближним светом фар независимо от времени суток. Но ведь фары обозначат только машину, а что же обозначит человека? Ответ есть: светоотражающий фликер. Фликеры – это маленькие значки или наклейки, которые можно разместить на рюкзаке, куртке, руке или джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее. При движении с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров. А водитель, движущийся в транспортном средстве с включѐнным дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров. Фликеры изготовлены из мягкого пластика и имеют яркий оттенок. Они бывают в виде смайликов, игрушек, пластин, значков, плоских брелоков и наклеек. Поэтому они понравятся не только маленьким детям, но и подросткам. Дизайн большинства из них - молодѐжный. Фликеры крепятся при помощи булавки или шнурка, а на скейтборды или велосипеды можно прицепить скручивающийся фликер. Всѐ чаще на дорогах сотрудники Госавтоинспекции стали раздавать бесплатные фликеры - не только ради рекламы, но, в первую очередь, ради безопасности и сохранения жизни. Ведь использование светоотражающего брелока снижает риск наезда на пешехода на 65 процентов. В газетах стали появляться материалы, где говорится о том, как кому-то спас жизнь фликер. На сайтах в Интернете отзывы о светоотражающих вещичках - только положительные. Вполне достаточно надеть вещь с светоотражающими пластинами и, не боясь, пойти гулять по ночному городу. По утверждению специалистов, самое подходящее место, куда стоит повесить фликер – это грудь и бѐдра, но чаще люди предпочитают прикреплять фликера на кисти рук, свои портфели или сумочки. Фликер – это, в первую очередь, безопасность вашего ребѐнка на дороге.

НАКАЗАНИЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ ФЛИКЕРА Согласно п.17.1 Правил дорожного движения пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. Лишь в случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств. При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами. Таким образом, пешеход должен обозначить себя фликером только при движении в темное время суток по краю проезжей части. За невыполнение этого правила установлена ответственность Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ч. 1 ст. 18.23 Кодекса нарушение правил дорожного движения пешеходом влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. За то же действие, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ влекут за собой взыскание в виде штрафа в размере от трех до пяти базовых величин. Если же отсутствие фликера у пешехода, когда его наличие являлось обязательным, повлекло создание аварийной обстановки, взыскание будет больше – штраф от трех до восьми базовых величин. Если в связи с тем, что пешеход двигался без фликера, когда ПДД устанавливают обязанность обозначить себя фликером, повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, размер штрафа — от пяти до двадцати базовых величин. Согласно п.17.3 ПДД при пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

 

свернуть

Безопасность на дороге

- Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо. - Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход» - Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. - Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам. - Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу. - Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. - Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. - Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

Рекомендации для родителей при движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара, - не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Готовясь перейти дорогу: - остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; - привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге; - подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей; - учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства; - не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами; - неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; - если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. При ожидании общественного транспорта: - стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии и на тротуаре или обочине.

При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется; - не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом; не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами; - не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно; - не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг; - объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.

При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть; - подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; - не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства; - научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом; - не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло; - не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Как учить детей правилам поведения на дороге. Начинать обучение ребенка нужно прежде всего с себя. Личный Ваш пример обязательно отложится в детской голове. Каждый раз, гуляя с ребенком, направляясь в поликлинику или в гости, и подходя к пешеходному переходу, не забывайте о том, что Ваше поведение — пример для Вашего малыша. Проговаривайте каждое свое действие, концентрируя на нем внимание: «Повернем голову налево — едет машина, значит нужно остановиться и пропустить ее« или «Вот светофор, сейчас горит зеленый свет, значит дорогу можно переходить» и так далее.

 

свернуть

Как учить детей правилам поведения на дороге

Систематический личный пример.

Начинать обучение ребенка нужно прежде всего с себя. Личный Ваш пример обязательно отложится в детской голове. Каждый раз, гуляя с ребенком, направляясь в поликлинику или в гости, и подходя к пешеходному переходу, не забывайте о том, что Ваше поведение — пример для Вашего малыша. Проговаривайте каждое свое действие, концентрируя на нем внимание: «Повернем голову налево — едет машина, значит нужно остановиться и пропустить ее« или «Вот светофор, сейчас горит зеленый свет, значит дорогу можно переходить» и так далее. Сказка, стихи. Расскажите ребенку персонализированную сказку про светофор, стихи про правила дорожного движения. Воспитательное воздействие таких сказок и стихотворений достаточно велико.

Беседа.

Регулярно проводите беседы с Вашим ребенком на тему правил дорожного движения. Главное здесь — не нравоучительный, а доверительный тон. Расскажите ребенку, как Вы недавно испугались, когда на высокой скорости мимо Вас промчалась машина. Или какой-то другой случай. Все зависит от возраста Вашего малыша. Главное — не запугать его. Сделайте поделку, макет дороги из пластилина, с разных подручных материалов: бумаги, ткани, всевозможных коробочек, цветного скотча и т.д. Изобразите светофор, дома, зебру и человечков и т.д. Попутно повторите, для чего они нужны, вспомните вышеизложенные правила или расскажите сказку. Как вариант, сочините сказку вместе с малышом. Подберите специальный обучающий мультфильм на тему правил дорожного движения (благо — их сейчас довольно много). Посмотрите мультфильм вместе с ребенком, прокомментируйте его, побеседуйте, узнайте, как бы ребенок поступил на месте персонажа мультфильма. Игра. Проигрывайте с ребенком различные дорожные ситуации. Например, с помощью машинок и кукол. Допустим, куклы Маша и Петя возвращаются из школы домой. Разложите на полу «дорогу», определите «зебру» — пешеходный переход, условно обозначьте его или нарисуйте на бумаге и выложите рисунок на полу. Для обозначения светофора можно вырезать из цветной бумаги красный, желтый и зеленый круги, с их помощью меняйте «дорожную обстановку». Игрушечные машинки, думаю, найдутся и у девочки. «Играй да смекай!»

Задачи:

развивать умственные способности и зрительное восприятие;

учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети. (Знак «Дети».) Здесь дорожные работы — Ни проехать, ни пройти. Это место пешеходу Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы».) Никогда не подведёт Нас подземный переход: Дорога пешеходная В нём всегда свободная. (Знак «Подземный переход».) Этой зебры на дороге Я нисколько не боюсь. Если все вокруг в порядке, По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход».) Я не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи».) У него два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено».) У него два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено».) Этот знак на переезде — В непростом, заметим, месте. Тут шлагбаум не стоит, Паровоз вовсю дымит. Скорость он набрал уже, Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переездбез шлагбаума».)

«Подумай — отгадай»

Задачи:

активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Играющие сидят полукругом. Взрослый: Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен отвечать. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше фишек. - Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.) - Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.) - Кто ходит по тротуару? (Пешеход.) - Кто управляет автомобилем? (Водитель.) - Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.) - Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.) - По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.) - Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный.) - Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.) - Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.) - На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.) - Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.) - Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.) - Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.) - Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.) - Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.) И многие другие вопросы вы можете придумать для игры сами. «Что будет, если…» Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление. Правила: внимательно слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы. Взрослый читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …» Идёт по улице один Довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет. Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!» «Мне наплевать на красный свет!» — Промолвил гражданин в ответ. Он через улицу идёт Не там, где надпись «Переход», Бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!» Шофёр глядит во все глаза: Разиня впереди! Нажми скорей на тормоза — Разиню пощади!.. А вдруг бы заявил шофёр: «Мне наплевать на светофор!» И как попало, ездить стал. Ушёл бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да… там, где улица была, Где ты ходить привык, Невероятные дела Произошли бы вмиг! Сигналы, крики то и знай: Машина прямо на трамвай, Трамвай наехал на машину, Машина врезалась в витрину… Но нет: стоит на мостовой Регулировщик-постовой. Висит трёхглазый светофор. И знает правила шофёр. Взрослый предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения? А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать. - Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается? Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса. - Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки? Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может несправиться с управлением. - Что будет, если водитель не знает сигналы светофора? Дети. Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода. - Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части? Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ. Задавать вопросы можно разные, главное, чтобы ребёнок усвоил самые главные для себя правила. Например, - Где должны ходить пешеходы? - Где должны ездить автомашины? - Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу? - Как обозначается пешеходный переход? - Как регулируется движение на улице? - Какие сигналы светофора вы знаете? - Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены? - Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? - Как надо вести себя в автобусе? - Можно ли играть на улице?

 

свернуть