Охрана труда

Листовки по охране труда

Мониторинг общественного инспектора по охране труда учреждения образования

Целью общественного контроля является:

  • создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
  • предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах,  не связанных с проведением проверок, а именно:

  • мониторинга мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан;
  • участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
  • иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).

Основные задачи общественного инспектора по охране труда:

  1. осуществление постоянного контроля в учреждении;
  2. выявление и предупреждение нарушений  нормативных требований охраны труда;
  3. оценка состояния условий труда работников, безопасности  производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
  4. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по Охране труда;
  5. принятие мер по устранению выявленных недостатков.

 

Для решения поставленных задач общественный инспектор по Охране труда выполняет следующие функции:

  1. регулярно осматривает  состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
  2.  контролирует:
  • соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
  • работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
  • своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
  • состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
  • обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
  • качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
  1. участвует в:
  • проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • паспортизации санитарно-технического состояния условий и Охраны труда;
  • работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
  • работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
  • проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
  • подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов. 
свернуть

Ответственность работников за нарушение требований законодательства об охране труда

За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.

Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК). За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.

Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к той или иной ответственности.

За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со ст. 42 ТК.

Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине.

За причинение в результате нарушений требований охраны труда имущественного ущерба нанимателю работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со ст.400-409 ТК.

Если в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность установлена ст.306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК). В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы.

Специальными статьями УК предусмотрена ответственность за конкретные преступления по охране труда и обеспечению безопасности работников.

Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

 Для привлечения к административной ответственности конкретного лица, необходимо наличие  противоправного деяния или вины.

Ч.1 ст.9.17 КоАП устанавливает за нарушение требований по охране труда штраф для физического лица от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо до 300 базовых величин.

Ст.9.20 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.

свернуть

Пропаганда охраны труда

Неотъемлемой частью профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений является пропаганда охраны труда.

Цели и задачи пропаганды охраны труда:
  • побуждение и постоянное поддержание интереса к охране труда;
  • убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по охране труда;
  • воспитание сознательного отношения к охране труда;
  • популяризация новых средств обеспечения безопасности труда;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности;
  • создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.
Для осуществления пропаганды охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.

Формами пропаганды охраны труда являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, экскурсии, выставки, кинодни и т. п.

Методыпропаганды охраны труда (приемы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов труда, лекции, беседы, консультации и т. п.

Средствами пропаганды охраны труда служат кино, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, "молнии" об авариях, несчастных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки охраны труда.

Правильно организованная пропаганда охраны труда должна постоянно напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.

Плакаты играют важную роль в системе пропаганды по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Плакат обладает возможностью воздействия на максимально широкую аудиторию. Лаконичность рисунка, фотографии, призывный текст обеспечивают высокую эффективность восприятия материала. К преимуществам плакатов относятся также гибкость и разнообразие тематики, простота изготовления и невысокая стоимость.

Плакаты по охране труда классифицируются следующим образом:

по назначению:
  • учебные - содержат сведения по вопросам охраны труда учебного характера. Применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда. Их цель - представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения;
  • инструктивные - предписывают отдельные нормы и правила безопасности или запрещают опасные приемы работы. Их цель - сформировать у работников готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда;
  • агитационно-пропагандистские -призывают к безопасному поведению, пропагандируют передовой опыт в области охраны труда. Их задача - сформировать у работников общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда;
  • информационные - содержат различные сведения по вопросам охраны труда (о проведении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т. д.);
по широте использования:
  • общие (межотраслевого применения) - могут быть использованы в нескольких отраслях народного хозяйства;
  • специфические (отраслевого применения) - используются только в какой-нибудь одной отрасли народного хозяйства;
по художественному оформлению:
  • шрифтовые - содержат в основном текст (с изображением или без изображения);
  • изобразительные - несут в себе в основном изображение (с тестом или без текста). Среди них различают рисованые, фотографические, фотомонтажные;
по изобразительному решению:
  • реалистические - плакаты с конкретным, близким к жизни содержанием;
  • пиктографические - человек и другие объекты изображаются на таких плакатах с помощью пиктограмм;
  • символические - основное место в них занимает изображения-символы;
  • карикатурные - преобладает изображение человека в карикатурном виде;
по тональности:
  • нейтральные - сообщают о чем-либо, констатируют факты;
  • драматические - акцент в таких плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий;
  • сатирические, юмористические - в изображении отдельных объектов или ситуаций в целом присутствуют сатира, юмор.
Применяется также классификация плакатов по характеру воздействия: внушающие, убеждающие, обучающие; по способу передачи информации: рациональные (пояснение требуемого поведения, сообщение о нормах и правилах), эмоциональные; по месту экспозиции: уличные и комнатные; по длительности экспозиции: краткосрочного или длительного применения. Последние изготавливают из прочных материалов (жесть, эмаль, картон).

Кроме того, плакаты различают по способу печати (высокая, плоская, офсетная, фототипная, глубокая, трафаретная, ксерокс, ротапринт) и по дополнительным элементам полиграфического оформления (лакированные, с припрессованной пленкой, наклеенные на картон или ткань, окантованные, тисненые и т. д.).

Существуют разные критерии оценки эффективности плаката по охране труда, например, частота применения рекомендаций плаката, степень доверия к нему, процент запоминаемости его содержания.

По содержанию плакат должен быть актуальным, информация, содержащаяся в нем, - новой. При этом необходимо оригинальное художественное решение и эмоциональное изложение темы. В то же время изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной. И, конечно, плакат должен выглядеть приятно и привлекательно.

В плакате должна быть четко определена идея. Существует три типа идей.

Первый тип основан на обстоятельствах, вызывающих к себе положительное отношение.

Второй тип строится на показе негативного факта и его последствий. Цель воздействия - побуждение отрицательного отношения к изображаемому через осознание опасных последствий несоблюдения определенных правил.

Третий тип строится на противопоставлении отрицательного и положительного действий. Основная идея выражается, таким образом, в показе как минимум двух действий и характеризуется напряженностью, динамичностью.

Композиция плаката должна обеспечивать такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов, которое сразу выявляло бы центр смысловой нагрузки. Абстрактная манера, хотя бы в силу своей многозначности, в плакате нежелательна.

Изображение в плакате, безусловно, играет ведущую роль. Оно несет основной груз воздействия на человека, создания в его сознании нужного образа. Применяются самые разнообразные приемы - реалистический рисунок, фотография, символ, пиктограмма, коллаж и т. д.

Главное требование, предъявляемое к плакату, - это оригинальная, образная трактовка темы, новые художественные решения. В плакате предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы - круг, квадрат, прямоугольник; они усваиваются лучше других. Хуже всего воспринимаются фантастические формы. То же относится и к линиям. Прямые линии связаны в нашем сознании со спокойствием и ясностью. Изображения людей и животных привлекают гораздо больше внимания к плакату, чем вид неодушевленных предметов. В изображении человека главное, что останавливает взгляд, - это лицо.

Текст плаката должен быть краток, энергичен, доходчив, как любая настенная надпись. Лучше всего воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из трех-шести слов, но не в назидательном тоне.
свернуть

Оказание первой помощи

23-29 октября «Неделя нулевого травматизма»

Основной задачей проведения мероприятий в рамках «недели нулевого травматизма» является обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.

В рамках «Недели нулевого травматизма» запланировано проведение ряда информационных и контрольных мероприятий, направленных на соблюдение работниками требований правил промышленной, пожарной и транспортной безопасности, локальных нормативных актов в области охраны труда.

Неделя нулевого травматизма – это новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

 

 

Видеоролики по охране труда

Универсальный инструктаж по охране труда https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=Vm1hT-RTjO0&feature=emb_logo

Экскурс по охране труда https://vk.com/video?z=video-40879462_171509580%2Fpl_cat_updates

Инструкция по охране труда https://vk.com/video?z=video-40879462_171509621%2Fpl_cat_updates

Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях https://vk.com/video?z=video-40879462_168710363%2Fpl_cat_updates

Типы огнетушителей https://vk.com/video?z=video-40879462_168710358%2Fpl_cat_updates

Скажи ДА охране труда https://www.youtube.com/watch?v=GspPjMfWdn8 

Инструкция по охране труда для  работников. https://vk.com/videos-40879462?z=video-40879462_171509621%2Fpl_-40879462_-2

 

свернуть

28 апреля — Всемирный день охраны труда

28.04.2023

В целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах 28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда. Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуюти проводят мероприятия, приуроченные к Всемирному дню.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».

В июне 2022 года участники Международной конференции труда решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда. В связи с этим в список основополагающих конвенций были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155) и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187).

В результате этого решения все государства, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство,  добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

В Резолюции 2022 года о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда признается значение диалога и сотрудничества между социальными партнерами. В документе отмечается, что создание «безопасной и здоровой производственной среды требует активного участия правительства, работодателей и работников, распределения прав, обязанностей и ответственности, а также социального диалога и сотрудничества».

Конвенции 155 и  187 устанавливают основные принципы для применения системного подхода в управлении системой охраны труда. В Конвенции 155 содержатся призывы к принятию согласованной национальной политики по охране труда. Она также требует разработки мер на национальном уровне и уровне предприятий для определения ответственности, обязанностей и прав в сфере охраны труда. Конвенция 187 основана на системном подходе к созданию безопасной и здоровой производственной среды через разработку национальной политики, систем и программ охраны труда с целью совершенствования национальной культуры профилактики в области охраны труда. Системный подход должен быть реализован, учитывая принципы, содержащиеся в соответствующих нормах по вопросам охраны труда.

Конвенция 155 ратифицирована Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. и вступила в силу для Республики Беларусь 30 мая 2001 года.

Основные принципы создания «безопасной и здоровой производственной среды», заложенные в Конвенции 155, реализованы в законодательстве Республики Беларусь.

Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:

  • приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
  • ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
  • комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
  • внедрение систем управления охраной труда;
  • социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
  • установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
  • использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
  • взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;
  • сотрудничество между работодателями и работающими;
  • использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

 
свернуть

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO) В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO) В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

(Глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной  защиты  Республики Беларусь 30.12.2019 № 108).

  1. Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь "золотых правил", реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 "Стать лидером - показать приверженность принципам" (далее - Правило N 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила N 1 достигается путем:

личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.

Правило N 2 "Выявлять угрозы - контролировать риски" (далее - Правило N 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила N 2 достигается путем:

создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

организации расследования несчастных случаев на производстве;

осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило N 3 "Определять цели - разрабатывать программы" (далее - Правило N 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила N 3 достигается путем:

разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило N 4 "Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации" (далее - Правило N 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

внедрения систем управления охраной труда;

обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило N 5 "Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием" (далее - Правило N 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизации и автоматизации технологических процессов;

обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило N 6 "Повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки" (далее - Правило N 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила N 6 достигается путем:

проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 "Инвестировать в кадры - мотивировать посредством участия" (далее - Правило N 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работающий обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила N 7 достигается путем:

проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO) В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

(Глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной  защиты  Республики Беларусь 30.12.2019 № 108).

  1. Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь "золотых правил", реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 "Стать лидером - показать приверженность принципам" (далее - Правило N 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила N 1 достигается путем:

личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.

Правило N 2 "Выявлять угрозы - контролировать риски" (далее - Правило N 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила N 2 достигается путем:

создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

организации расследования несчастных случаев на производстве;

осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило N 3 "Определять цели - разрабатывать программы" (далее - Правило N 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила N 3 достигается путем:

разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило N 4 "Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации" (далее - Правило N 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

внедрения систем управления охраной труда;

обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило N 5 "Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием" (далее - Правило N 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизации и автоматизации технологических процессов;

обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило N 6 "Повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки" (далее - Правило N 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила N 6 достигается путем:

проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 "Инвестировать в кадры - мотивировать посредством участия" (далее - Правило N 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работающий обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила N 7 достигается путем:

проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.

свернуть

28 апреля Всемирный день охраны труда

 

 

28 АПРЕЛЯ -- ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ТРУДА

Тема Всемирного дня в 2022 году – «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда».

Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире.

Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда, травмам, заболеваниям и смертельным случаям, связанным с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.

Тема Всемирного дня в 2022 году – «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда».
И здесь возрастает значение социального диалога и вовлеченности всех заинтересованных сторон для формирования позитивной культуры охраны труда.

Эффективный социальный диалог позволяет социальным партнерам активно участвовать в процессе принятия решений в сфере охраны труда. Это имеет большое значение на всех этапах – от разработки и корректировки политики в области охраны труда с учетом существующих и вновь возникающих проблем до ее практического применения на рабочих местах. Социальный диалог не только способствует выработке более эффективной политики и стратегии в области охраны труда, но и вносит решающий вклад в укрепление ответственности и заинтересованности сторон, содействуя тем самым оперативной и более эффективной реализации принятых решений.

Позитивная культура охраны труда на рабочих местах означает, что как администрация, так и работники дорожат безопасной и здоровой производственной средой и прилагают усилия к ее обеспечению. Позитивная культура охраны труда строится на вовлеченности, означающей активное участие всех сторон в постоянном укреплении охраны труда. Там, где обеспечена высокая культура охраны труда, работники не стесняются выражать озабоченность возможными угрозами для своей безопасности и здоровья или производственными рисками, а администрация проявляет инициативу в плане совместного с работниками поиска обоснованных, эффективных и надежных решений возникающих проблем. Необходимое для этого условие – открытый обмен информацией и диалог, построенный на доверии и взаимном уважении.

Директива № 1 от 11 марта 2004 г. (в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.)

О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины

Системная работа государственных органов всех уровней, иных организаций и граждан по укреплению общественной безопасности и дисциплины способствовала снижению гибели и травматизма людей.

В результате совместных усилий, предпринятых в течение последнихлет, жизнь граждан страны стала более безопасной и комфортной. Значительно снизился уровень преступности, постепенно нормализуется ситуация с авариями на дорогах, уменьшилось количество пожаров и других чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем существующие проблемы в обеспечении общественной безопасности и дисциплины полностью не решены. Люди продолжают гибнуть от внешних причин. Страна много теряет от бесхозяйственности, расхлябанности, пьянства, наркомании. Деятельность по обеспечению общественной безопасности и укреплению дисциплины требует дальнейшего совершенствования.

Основными причинами происшествий, повлекших гибель людей, являются безответственное отношение граждан к личной безопасности, а также невыполнение руководителями организаций независимо от форм собственности своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований пожарной и промышленной безопасности, производственно-технологической дисциплины и недостаточный контроль со стороны руководителей государственных органов за деятельностью подчиненных организаций. Органами государственного надзора, профессиональными союзами вскрываются многочисленные факты несоблюдения элементарных норм охраны труда, исполнительской и трудовой  дисциплины.

Эффективность работы по профилактике чрезвычайных происшествий на местах остается низкой. Зачастую руководители не рассматривают эту работу в качестве приоритетной, а предписания контролирующих (надзорных) органов по обеспечению безопасности производства выполняют по ”остаточному“ принципу.

Одной из главных причин гибели людей, которой вполне можно было избежать, остается человеческий фактор, основанный на низкой культуре населения в области знания и соблюдения мер безопасности, а также на отсутствии необходимых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

В целях дальнейшего укрепления общественной безопасности и дисциплины, создания дополнительных условий для безопасной жизнедеятельности населения:

1. Руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности:

1.1. одним из основных критериев оценки выполнения настоящей Директивы считать обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан,в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях;

1.2. в целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах;

1.3. для повышения безопасности транспортной деятельности неукоснительно проводить в установленном порядке предрейсовые и иные медицинские обследования водителей, а также обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к участию в дорожном движении неисправный транспорт;

1.4. обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за:

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

1.5. своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, повышать эффективность работы по информированию работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда;

1.6. для повышения безопасности производственной деятельности исключить случаи допуска работников к работе на оборудовании, имеющем неисправности, либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований;

1.7. совершенствовать формы и методы взаимодействия с местными Советами депутатов, профессиональными союзами и иными общественными организациями по вопросам охраны труда;

1.8. при эксплуатации производственных, жилых, общественных зданий и сооружений обеспечить безусловное выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в том числе по их техническому состоянию, своевременному обслуживанию, проведению обследований, содержанию прилегающих территорий и ведению соответствующей технической документации;

1.9. при проведении культурно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и иных массовых мероприятий планировать и реализовывать совместно с заинтересованными комплекс мер по обеспечению порядка их проведения и общественной безопасности. Персональную ответственность за обеспечение порядка проведения таких мероприятий возложить на их организаторов и руководителей организаций, на балансе которых находятся объекты, служащие местом проведения этих мероприятий, а персональную ответственность за обеспечение общественного порядка – на руководителей органов внутренних дел.

2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.1. до 1 января 2016 г. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями изучить вопросы и принять меры по:

повышению ответственности работников за личную безопасность и собственное здоровье, безопасность окружающих в процессе выполненияработ, расширению полномочий должностных лиц на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда;

возложению персональной ответственности на руководителей организаций, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, по соблюдению дисциплины, в том числе в нерабочее время при производстве работ вахтовым методом и проживании рабочих на территории строящихся объектов;

совершенствованию системы экономических стимулов и санкций, способствующих соблюдению требований безопасности;

усилению персональной ответственности руководителей (нанимателей) соответствующих организаций за качество разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта, поддержания в надлежащем состоянии, реконструкции и модернизации объектов производственного и социально-бытового назначения, а также за неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;

усилению контроля за своевременным прохождением работниками обязательных медицинских осмотров с целью снижения риска профессиональных заболеваний;

укреплению безопасности дорожного движения и дисциплины его участников, снижению гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий, совершенствованию механизма профилактики детского травматизма на дорогах, обустройству их участков с потенциальным риском дорожно-транспортных происшествий необходимыми средствами безопасности;

ужесточению требований к производителям алкогольной продукции в части повышения ее качества, повышению их персональной ответственности за выпуск и реализацию непищевой спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям законодательства;

выработке механизма и единых подходов органов государственного управления по организации работы, направленной на поэтапное сокращение потребления населением алкогольной продукции;

2.2. до 1 февраля 2016 г. обеспечить разработку порядка обследования строительных конструкций наиболее важных промышленных объектов и общественных зданий (в первую очередь с массовым пребыванием людей), в том числе с использованием инструментальных методов, предусмотрев возложение обязанности осуществлять такое обследование на собственников указанных объектов;

2.3. при подготовке проекта Государственной программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы предусмотреть в нем основные направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

2.4. принять меры по повышению качества обучения населения вопросам безопасности жизнедеятельности, в том числе путем включения дисциплины ”Основы безопасности жизнедеятельности“ в перечень обязательных для изучения учебных предметов типовых учебных планов общеобразовательных учреждений. Расширить практику организациилагерей, слетов, конкурсов и иных мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи культуры безопасности жизнедеятельности.

3. Государственным органам:

3.1. совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями независимо от форм собственности обеспечить ежегодное обследование:

объектов социально-бытового и социально-культурного назначения с принятием собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) безотлагательных мер по обеспечению безопасной эксплуатации строений, находящихся в аварийноми ветхом состоянии, в части выполнения ремонтных работ либо вынесения решений по их сносу и утилизации;

неиспользуемых капитальных строений, зданий, сооружений, подвальных и чердачных помещений, технических подполий и этажей, вспомогательных помещений с инженерным оборудованием многоквартирных жилых домов,  а также принятие собственниками (организациями, осуществляющими эксплуатацию имущества и управление им) мер по ограничению доступа  в данные строения (помещения) посторонних лиц и обеспечению их эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;

3.2. принять меры по разработке и реализации на отраслевом и территориальном уровнях комплексных планов мероприятий по обеспечению безопасности производственной деятельности и осуществлять мониторинг их реализации.

4. Работникам организаций независимо от форм собственности немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств с извещением своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя в случае неисправности такого оборудования, средств защиты, ухудшения состояния своего здоровья.

5. Следственному комитету, Министерству здравоохранения на постоянной основе проводить анализ причин и условий гибели граждан, по результатам которого вносить необходимые предложения о принятии дополнительных мер по устранению либо минимизации таких причин и условий.

6. Министерству информации, республиканским и местным средствам массовой информации обеспечивать систематическое освещение в государственных средствах массовой информации, в том числе путем создания (расширения) постоянных рубрик и программ, вопросов обеспечения общественной, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствий нарушений производственно-технологической дисциплины, безопасности перевозки опасных грузов, охраны труда, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни и вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом, последствий для здоровья табакокурения, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции.

7. Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству внутренних дел:

7.1. совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ежегодно проводить семинары по вопросам организации работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта со специалистами государственных органов и организаций, ответственными за указанное направление деятельности;

7.2. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принятьмеры по безусловному выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене. Обеспечить постоянную оценку уровня безопасности пассажирских перевозок.

8. Министерству труда и социальной защиты, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел на основе анализа результатов работы по контролю (надзору) соответственно за безопасными условиями труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасностью, защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, последствиями нарушений производственно-технологической дисциплины, состоянием общественной безопасности ежегодно планировать комплекс мер по профилактике выявленных нарушений.

9. Государственному комитету по стандартизации, Министерству архитектуры и строительства обеспечить контроль за соблюдением проектными организациями обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при проектировании объектов. При выявлении фактов несоблюдения таких требований принимать меры по прекращению действия квалификационных аттестатов организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения.

10. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 января 2016 г. выработать и обеспечить реализацию на подведомственной территории комплекса мер по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, безопасности производственной деятельности. Результаты этой работы ежегодно рассматривать на заседаниях исполкомов.

11. Республиканскому государственно-общественному объединению ”Белорусское республиканское общество спасания на водах“ принять дополнительные меры по обеспечению контроля за соблюдением правил охраны жизни людей на водах, в том числе в части эффективного функционирования спасательных станций и постов.

12. Федерации профсоюзов Беларуси рекомендовать повысить эффективность общественного контроля за соблюдением производственно-технологической дисциплины и безопасности производственной деятельности.

13. Местным Советам депутатов рекомендовать активнее участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, обеспечении общественной, промышленной, пожарной безопасности, безопасности транспортной деятельности, улучшении условий и охраны труда,формировании здорового образа жизни населения, в том числе при подготовке и утверждении региональных программ, концепций (планов мероприятий) по указанным направлениям деятельности, осуществлении контроля за их выполнением и утверждении отчетов об их исполнении.

14. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок разработать и по согласованию  с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь утвердить соответственно республиканский и местные планы мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.

15. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, организацию и координацию данной деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, – на Совет Министров Республики Беларусь, а на территориальном уровне – на облисполкомы и Минский горисполком.

16. Государственному секретариату Совета Безопасности РеспубликиБеларусь ежегодно до 1 марта докладывать Президенту Республики Беларусь о результатах деятельности государственных органов и иных организаций по выполнению настоящей Директивы.


Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

свернуть
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда»
Положение об общественном инспекторе по охране труда